ТЕМА 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТНЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Содержание
Введение
1. Особенности бюджета времени студентов.
2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов.
3. Динамика умственной работоспособности.
4. Условия высокой продуктивности учебного труда студентов.
5. Нормирование двигательной активности студентов.
6 .Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения работоспособности.
7.Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.
8. Методические основы использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения.
9. Учебные и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию в режиме учебно-трудовой деятельности.
10. Использование средств физической культуры и спорта в свободное время.
11.Использование средств физической культуры и спорта в оздоровительно-спортивных лагерях.
Введение
На психофизиологическое состояние студентов влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят среду жизнедеятель- ности учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам относятся знания, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжённую учебную деятельность.
Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.
Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной перестройкой психических и физиологических состояний.
1. Особенности бюджета времени студентов
Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.
Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.
Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.
Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.
Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих студентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недостаточная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.
2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов
Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило, смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.
Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии (по сравнению с состоянием покоя) повышается на небольшую величину и составляет 2500-3000 ккал. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечнососудистой системы при умственной работе изменяются незначительно - происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в период учебных занятий.
Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выполняемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий. При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.
Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что
временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии.
Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнить такую работу еще относительно легко. Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением.
Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор не оказываются по силам - хочется только спать.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражительность, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.
3. Динамика умственной работоспособности
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменением внешней среды; и эндогенных (ритм сердцебиения, дыхания, кровяного давления, умственная и физическая активность, глубина сна и др. факторов. Эндогенные биологические ритмы называют биологическими часами. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологической ритмике.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Так, к началу дня усиливаемся деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарат а, тонус мышечной системы, возбудимость нервной системы и т.д. И чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом тонуса жизненно-важных функций организма, тем продуктивнее выполняется учебный труд, повышается выносливость организма, снижается утомляемость, улучшается самочувствие. То же самое имеет место по отношению ко сну
Для умственной работоспособности студентов, изменения приведенные выше, наблюдаются не всегда. Это обусловлено, во-первых, тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.) сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями, в- третьих сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности и студенты с неустойчивой их последовательностью. В зависимости от времени подъема работоспособности первые (около 90% обследуемых) подразделяются на «утренние» и «вечерние» типы. Студенты, отнесенные к утреннему типу», так называемые "жаворонки" встают рано, с утра бодры, наиболее работоспособны с 9-10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический ритм практически совпадает с учебным режимом дневного вуза. Студенты вечернего типа или «совы», наиболее работоспособны с 18-20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения.
Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.
Работоспособность в начале учебной недели бывает настолько понижена (период врабатывания), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности: в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.
При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недели (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации и работоспособности на протяжении 2-2,5 месяца.
С началом зачетной сессии, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность в исходному уровню, а если отдых сопровождается с активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели.
Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуются последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.
4 .Условия высокой продуктивности учебного труда студентов
Рассмотренные выше закономерности динамики умственной работоспособности позволяют более обоснованно строить учебный процесс. Так, лекции по наиболее сложным предметам в большинстве вузов планируются на середину недели (вторник, четверг), а практические занятия - на третью пару часов, наиболее трудоемкие и сложные работы планируются на середину семестров.
Правильная организация умственной работы и отдыха - важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Проблему режима работы и отдыха нельзя рассматривать раздельно, так как умственный труд неотделим от отдыха.
Русский физиолог В. Веденский говорил: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того
, что плохо работают", имея ввиду плохую организацию труда. Сформулированные им общие принципы или условия продуктивности работы необходимо учитывать при организации учебного труда.
1-е условие. Во всякую трудовую деятельность нужно "входить" постепенно, так как начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.
2-ое условие. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы. Порывистость, форсированное напряжение не обеспечивают устойчивой работоспособности. Разным лицам присущ различный ритм работы, Однако ритм не есть раз и навсегда установленное качество - можно "воспитать" необходимый ритм в работе. Ритмом в работе можно назвать ежедневную работу в одни и те же часы при целесообразном чередовании ее с перерывами отдыха. В начале для организации ритмичной работы требуется сознательное напряжение воли. Как только студент в работу втянулся, принуждение снимается, возникает привычка, работа становится потребностью. Если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент изо дня в день может работать много, не перегружая себя.
3-е условие. Заключается в привычной последовательности и систематической деятельности. Это условие не определяет содержание работы, которое будет в течение семестра изменяться, однако оно предусматривает четкую фиксацию времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, культурные мероприятия, сон и т.д. Содержание работы на каждую неделю в значительной мере определяется графиком обязательных заданий, составленных деканатом. Сроки, указанные в графике, - это как бы вехи, по которым студент может планировать свою работу.
5-е условие. Заключается в успешной работе - систематическое (ежедневное) выполнение умственной учебной работы в одни и те же часы суток (тренировка, в результате которой укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объеме).
Направленность использования средств физическое культуры и спорта в процессе обучения в вузе. Активизация учебного труда при возрастающих нагрузках требует оздоровления условий режима учебы, опыта и отдыха студентов.
Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями связано с формированием у студентов правильного отношения к физической культуре, пониманием ее социальной роли, с осознанием личной необходимости заниматься освоением определенной системы знаний для организации здорового образа жизни. Образовательная подготовка, предусмотренная программой физического воспитания, предполагает не только систему определенных знаний, но также известные умения, которые должны обязательно использоваться в практике. Если другие знания можно пополнять и черпать из книг, практического опыта, то знания и навыки в физическом воспитании необходимо осваивать путем упражнений», т.е. практически постоянно их выполняя и совершенствуя. Чтение специальной литературы выступает лишь как вспомогательный фактор.
Несмотря на интегральный характер воздействия средств физической культуры и спорта на решение общих задач физического воспитания, их можно условно дифференцировать по направленности использования: как средства нормирования двигательной активности, как средства активного отдыха и повышения умственной работоспособности и как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.
5. Нормирование двигательной активности студентов
Одним из обязательных факторов здорового режима жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом и объединенных термином "двигательная активность".
У большого числа людей, вовлеченных в сферу умственной деятельности, наблюдается ограничение двигательной активности. С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, который стал одним из видов общественной деятельности. Высокий уровень достижений в спорте требует от занимающихся выполнения очень больших по объему и интенсивности физических нагрузок. Отсюда возникает важная задача - определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной активности. Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма. Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности .Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести и переутомлению, и резкому снижению уровня работоспособности в учебе, в труде. Конечно, границы эти относительны, подвижны, и определяются многими факторами: возрастом, полом, уровнем тренированности, характером деятельности (умственная, физическая, образом жизни, темпераментом и т, п.). Снижение двигательной активности вызывает состояние гипокинезии, характеризующееся рядом существенных нарушений не только в работе различных физиологических систем организма, но и в социальном поведении человека.
Учеба в вузе и занятия спортом высших достижений предъявляют к студентам высокие требования. Студентам, занятым в сфере большого спорта, необходимо учитывать, что их деятельность носит престижный характер (участие в сборной команде страны, республики, спортивного общества, вуза).
Для поддержания этого престижа им приходится тратить не только свободное, но часто и учебное время (пребывание на сборах, соревнованиях). Большие физические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая, умственную работоспособность студентов-спортсменов. Поэтому перед высшей школой возникает сложная и в то же время социально значимая задача - создать для студентов-спортсменов такой режим обучения, жизни и тренировки, который без снижения уровня спортивных достижений обеспечивал бы возможность успешной учебы. Это требует внимательного и индивидуального подхода к каждому из них.
Рассмотрим характеристики двигательной активности на примере женского контингента некоторых вузов (обследовано 3200 человек). За критерии активности были избраны основные естесственные движения -ходьба и бег как наиболее энергетически значимые и обладающие существенным воздействием на двигательный аппарат и важнейшие вегетативные системы.
Была установлена двусторонняя зависимость между уровнем двигательной активности, здоровьем и физической подготовленностью студенток. Более высокий уровень двигательной активности, способствует лучшей физической подготовленности, последняя стимулирует двигательную активность. У студенток старших курсов двигательная активность была на 9-11% ниже, чем у студенток 1-2 курсов, где проводятся организованные занятия по физическому воспитанию.
Исследования показывают, что двигательная активность студенток в период учебных занятий (8 месяцев), составляет 56-65% от ее величины в период каникул, а во время экзаменов (2 месяца) - 39-46%. её уровень в каникулы можно принять за естественную потребность в движениях молодых людей, ибо в этот период сняты многие факторы (учебные занятия и самоподготовка к ним, переезды, связанные с учебой, общественная работа и др.), маскирующие или ограничивающие двигательную активность студенток. Поэтому можно обоснованно констатировать наличие дефицита движений у студенток на протяжении большей части учебного года. В выходные дни ,предоставленные студентам для отдыха и восстановления сил после учебно-трудовой деятельности, двигательная активность студенток снижается по отношению к среднесуточной на за счет больших затрат времени на сон (I0-II час ), самообслуживание, выполнение учебных занятий (2,5-4 часа),проведение свободного времени в условиях малой подвижности (кино, театр, концерты, телевизор и т.п.) и крайне ограниченного использования оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это снижает темпы роста физической подготовленности, не обеспечивает ее сохранение и поддержание на старших курсах после завершения обязательного курса физического воспитания. Так, при массовых обследованиях студенток IV-V курсов было установлено снижение у них уровня развития отдельных физических качеств на 45-48% от уровня, достигнутого к концу обучения на 2 курсе.
Исследования показывают, что использование средств физической культуры и спорта в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию студентов. Для этого в режиме дня должны использоваться утренняя зарядка на свежем воздухе в течение - 20-30 мин, и более, ежедневные прогулки по 30-60 минут с использованием энергичной ходьбы со скоростью около 6 км в час в свободный от учебы день - разнообразные физкультурные мероприятия (походы, игры, развлечения и др.) продолжительностью 2-4 часа. За счет использования упражнений с повышенной интенсивностью можно сохранить их объем. Так,2-часовую ходьбу со скоростью 4,5 км в час или 30 мин - игры в баскетбол исследование показало, что у студенток, использовавших в течение года подобный двигательный режим, наблюдалось увеличение на 11-21% потребности в движениях, зафиксированной в каникулярный период по сравнению с. имевшей место ранее. Ориентация студенток на новый двигательный режим оказалась эффективной и в воспитании устойчивого интереса к физической культуре, повысила активность и сознательность в использовании ее средств в быту, способствовала развитию целеустремленности и дисциплины.
В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать "функциональное" удовольствие от их выполнения ("мышечную радость"). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологическими нагрузками тем в большей степени становятся потребностью, студентов, чем более приятны и интересны они для них.
6. Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения работоспособности
Двигательная и умственная виды деятельности человека взаимосвязаны. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатие губы, напряженная шея. Напряжение мышц тем сильнее, чем сложнее задача, которую приходится решать. Импульсы, идущие от напряженной мускулатуры в центральную нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Установлено, что при умственной работе, не требующей физических усилий и точно координированных движений, чаще всего напряжены мускулы шеи, плечевого пояса, мимики и речевого аппарата, потому что их активность тесно связана с нервными центрами ,управляющими вниманием, эмоциями и речью. При длительном письме напряжение постепенно перемещается от мускулов плеча и плечевого пояса.
Таким образом, нервная система стремится активизировать кору головного, сохранить работоспособность. Если этот процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга привыкает к этим раздражениям, начинается процесс ее торможения, работоспособность снижается. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения, необходимы активные движения. Они гасят нервное возбуждение и освобождают мускулатуру от лишнего напряжения. Не менее важно здесь и состояние мускулатуры человека, которая помогает нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Если человек после работы спал меньше, чем обычно, то тоническое напряжение его мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением мускулатуры, так что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем К.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где соответствующим образом организованные физические нагрузки в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. Существуют разнообразные формы использования двигательной деятельности в активном отдыхе :в режиме учебно-трудового дня - утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, учебные (осязательные и факультативные) и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию, занятия на учебных практиках; в свободное от учебных занятий время - в выходные дни (туристские походы, прогулки, спортивные соревнования и др.мероприятия),в студенческих строительных отрядах.
7. Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения
Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в длительные, (до 1,5 месяцев в период зачётно-экзаменационных сессий), могут создать у студентов нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда, быта и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.
Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.
Вуз предоставляет студентам три по длительности вида отдыха: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный (зимний и летний) отдых. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны иметь одну главную задачу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с ним работоспособность. Для этого отдых должен быть тем продолжительнее, чем напряженнее и длительнее была предшествующая ему работа.